flyschool.ru
Лучшая парапланерная школа
Исполняем мечту летать

Я покажу тебе Прованс

Рассказ Игоря Волкова об обучении полетам на планере в Южных Альпах

1-го марта 2014 года весна началась!

И как же сладко было проспать ее начало, сжимая пахнущую прованскими травами подушку, целых 12 часов после трех суток дороги... Особенно после вкусного ужина с французскими винами....

Несмотря на вчерашний снег и метель, аэродром растаял и высох.

Мы с Олегом, Тусиком и Робином быстренько собрали Янус и Твин.

И ПЕРВЫМИ встретили весну в небе южной Франции. И не просто так - а с Волной. Пусть и не высокой, но интересной, загадочной, ускользающей, первой весенней волной. А дальше ученик Олег уверенно парил в динамике Арамбра, а инструктор Волков спокойно спал в задней кабине.

Все началось!

Посадка 1 марта

Да, на аэродроме пока прохладно, и окружающие горы искрятся свежевыпавшим снегом.

Но! Солнце днем по-весеннему яркое и теплое. Распускаются зеленые веточки, а в шале проснулись ошалевшие после зимы мухи.

Все начинается!

С весной вас!

УРРРА!!!!

2-е марта. Трудовые будни

Привычно утюжим динамик Арамбра. Летаем по окрестностям. Приближается фронт...

3-е марта. Снова зима!

Янус под снегом

На аэродроме 10 сантиметров снега. В 2 часа откопали планер, помыли снегом прицеп и поехали на прогулку в Гап. В маркете закуплены продукты, как кажется на месяц...

4-е марта. Купание в небе...

К обеду от снега остался лишь снеговик. Причем, скорость таяния грандиозная. Катили планер на старт по снегу, а взлетали через 20 минут уже без!

Снеговик на аэродроме

Ветер - 20 м/с, порывы - 26!!! Взлетели... Склон Арамбра генерировал бешеный динамик, из которого мы быстренько перепрыгнули в ротор от Апотра. Нас встречает огромная модель воздушной стиральной машины. Вариометр работает от упора до упора. По кабине летает айфон, скорость пляшет от 160 до 100 км/ч. Ученик Олег нервничает и спрашивает: «Все ли нормально»? Говорю, что запасик еще есть, при тренировке с Каем бывало и хуже. Но тогда я был на вертлявом пятнадцати метровом LS 8. Теперь же двадцать метров двухместного Януса изрядно тренируют мышцы ног и рук.

Через 30 секунд все заканчивается. Как по взмаху волшебной палочки наступает типичная тишина, а стоящая на упоре стрелка вариометра и уплывающая вниз стена роторного облака говорят — Волна!!!! Волна!!!!

Набираем 3400. Гуляем по окрестностям. Находим еще три волны. Возвращаемся, набираем 3800, летаем к Пик де Бюру и везде, где хочется. Волны настолько стабильны и предсказуемы, что при грамотном построении прогулочного маршрута с высоты 3600 мы так и не смогли снизиться хотя бы на 3000.

За 3 часа Олег подустал, и пришлось травить три километра высоты на интерцепторах.

Отличный денек!

5-е Марта. День после Мистраля

Ветерок подстих, термичка не выросла. Весь день бродили по окрестностям, иногда выбираясь на 1800 м. Скучно... Зато Олег вдоволь накрутил спиралей и нарезал восьмерок. Хороший тренировочный день.

6-е Марта. Первые Облака

К часу дня пошли первые вспышки. И высоко! После отцепки в пятиметровом потоке лихо набрали 2800 и... Погода оказалась не такой простой. Клочки вспышек подсвечивали уже отработавшие потоки, пришлось гонятся за «молодыми» ядрами. В этом увлекательном занятии мы прошли сотни полторы, обучаясь искусству крутить ускользающие ядра.

Олег - молодцом, иногда рычит от усердия!

7-е Марта. Вспомним про спорт

Начинается дежавю. Проснулись, в окно стучится солнце, над аэродромом умытое весной небо. Позавтракали. Побрифинговали. Лениво выкатились. Подскочил букс. Взлетели.

Аэропоезд

Дал Олегу попробовать аэробуксировку. Вполне уверенно! Почти весь набор управлял и справлялся со всеми напастями. Удивительно! Обычно в первый раз дай бог 15 секунд продержаться.

Опять весь день купались в потоках. Разнообразие внес Дима Боровик. Парой с ним прошлись вдоль хребта, понырял я немножечко, чем окончательно впечатлил и немного укачал Олега. Оказывается, планер может не только лениво плыть, но и мчаться.

Слетали на закат к Шабру, полетали над Лоранью с дельтиками.

Посмотрел на поле, где два года назад мы помогали грузить севший на вынужденную посадку планер. Приземлялся я к нему на параплане с учеником. Как недавно это было... Как много всего случилось... Жизнь - удивительная штука!

8-е Марта. Лето...

Утром я пришел на брифинг в шортах. А что делать, если к 10 утра неистовое солнце разогрело воздух до 18 градусов.

В этом и оказалась проблема дня. Перегретая атмосфера с ярко выраженной инверсией подарила нам массу впечатлений. С первым учеником Денисом мы долго выживали в течении получаса, набрав 150 метров высоты. Дальше веселее — погоняли вдоль домашнего хребта, погуляли по долине и штатно сели через два часа.

Поменялись. Букс готов. Заказывали в 3 часа — бодр весел, прогрет. Обожаю немцев - владельцев аэродрома, хоть за штурвалом и француз.

Взлет. 10 минут агонии после отцепки. Запуск движка. Десять литров топлива и 20 минут моторесурса Януса СМ разменяны на 2800 высоты.

Вообщем, шарахались мы по окрестностям часа полтора, изредка крутя шальные плюсы.

Шорты весной, инверсия и минус потоки.

Весело, но сложно.

Ждем завтра. Должно похолодать!

9-е марта. Весело, но низко!

Взлетели в час. На брифинге Робин сказал, что будет чуть лучше, чем вчера. "Действительно - лучше", - думал я в четырехметровом потоке, где бросил меня букс.

Вот только поток кончился на 1800... Прогулялись по окрестным хребтам. 1800 выбиралось элементарно, но выше... Пришлось весь день лихо гонять по склонам, пугая то туристов, то парапланеристов.

Но факт остается фактом. Налетали часов пять с огромной пользой для студентов.

Обожаю Альпы.

Шорты прижились и вызывают восторг немцев во время брифинга.

10-е марта. Битва под Бан

Тагунов выпил весь коньяк, готовясь к экспедиции на плато Валенсоле и Вердонское ущелье. Попутно в Лорани планировался грандзакуп креветок и гребешков для вечернего пира.

Экскурсия

Мы же с Денисом остались летать...

Игорь Волков в Serres

Ох... На склоне Бан я запомнил каждый камушек. Около часа мы боролись на высотах от 1300 до 1400 метров, не в силах отойти от единственного источника энергии — юго-восточного склона.

Зато потом: 2800 высоты, кучевые облака с потоками до 5 метров. Четыре часа полета были просто райскими. Вот только подзамерз я под вечер на высоте. Как только солнце к горизонту - шорты перестают греть. Нашел способ регулировки. Это великолепный кашемировый шарфик. Им можно обматывать что угодно. Был подарен мне на день рождения. Мечта планериста!

11-е марта. Перекур

Небо застелило перистыми облаками. Прогрев сомнителен. Посмотрели на немцев — даже не выкатились. Видимо, посмотрели на нас. Поэтому летали только Туся и Тагунов. Парапланеристы! Ибо им перья, мешающие трехсот километровым маршрутам - пофиг. Просто Летали и все!

12-е марта. Прощальная гастроль Олега

Погода... Дымка! Какая-то бешеная влажность сделала воздух совершенно не прозрачным на юге. Налетавшись в дымке и сходив на сорок километров к юго-западу от точки, мы слетали и на северо-восток. Удивительно! Кромка скакнула с 2100 на 2600, открылось синее небо, теплое желтое солнце, но... наступил вечер. Пытались разглядеть с высот Пик де Бюра катающихся там Тусика и Тагунова, но не нашли их на многочисленных активно работающих горнолыжных склонах. Видимо, пили глинтвейн.

Devoluy

Олег наконец-то «повис» на 90 км в спирали. Уверенно качал энергию с капризных потоков и держал скорость на переходах. Я доволен. За полторы недели сделан максимум! К сожалению, ему завтра уезжать. Но, думаю, это не надолго!

Сейчас он вкусно шуршит луком и перебирает мясо для шашлыка, но впереди...

Только хорошее. Ибо, начало обучения получилось более чем замечательное.

Многочасовой тренировочный укачивающий и усыпляющий инструктора динамик на разных склонах. Термики от массы источников. Волна до 3800 м от десятка хребтов. Маршруты по 250 км. Чего еще желать новичку... 9 дней из 11-ти, в среднем по 3 часа... Так держать!

13-е Марта. Прогулка к Люру

Вчера поздно вечером приехал ученик Сергей, намотавший по горам лишних 200 км из-за чудес навигатора и точности присланной точки.

Летаем с Денисом спокойный маршрутик к Люру и назад, а под вечер вывожу на знакомство с горами Сергея. В вечерних мягких потоках он осваивал спирали, стремясь по началу то к флатеру, то к штопору. Но ничего - научим!

14-е марта. Большие Горы

Наконец то прогноз яркий и почти летний. После скоростного прогона к Пик де Бюру, летим с Денисом к озеру Серпансон и долине Барселонет.

Денис

 Потоки выстреливают 4-х метровыми свечками. Кромка взлетает до 3200, облака грядятся. Полет — песня! Над южными склонами гор, окружающих Барселонет, развернулись и почти без наборов под грядами промчались 60 км домой. Пересадка — и двухчасовой полет с Сергеем, благо погоды всем хватило.

IMG_1828.jpg

А вечером встречали долгожданного Рябчинского. Хоть больного, но доехавшего в наш рай!

15-е марта. Тридцать три Волны!

Вечером приехал новый ученик Игорь. С корабля на бал. Потому что Прогноз... Да на него даже смотреть не нужно — все небо в волновых чечевицах.

Стартуем с Сергеем. Волну от Апотра взять не смогли, а тамошний ротор так вытряс душу, что Сергей попросил пока без роторов. И.... Чудо — в районе Арамбра объединились динамик от Арамбра и второй волновой отскок от Апотра. Нас мягонько вынесло на 4000 км, достали кислоро, с удивлением обнаружили, что баллон пуст. Немного побродили по округе, нащупали еще парочку волн, налетались, выпустили интерцепторы и пошли на посадку.

Заправился кислородом, полетел с Денисом. Наслушавшись о чудесах роторов, Денис пристегнулся покрепче и... То же объединенное чудо стыковки динамика и второго волнового отскока, вынесло нас на те же 4000 км. Переход на север к Арамбру в первый отскок - 5000 км. Переход к Пик де Бюру....И нас подхватывает ОГРОМНЕЙШАЯ волновая система. Волны от всех хребтов с северной экспозицией объединились в красивейший чечевичный вал от горизонта до горизонта. 

Чечевица

Стрелка высотомера стремительно движется к 6000 м., а это разрешенный в этой зоне максимум. Скорость 200 км/ч, на вариометре + 4... Уходим дальше на север под солнышко.

Приборы - 6000

Экспедиция под солнышко длилась час. С первого раза в следующую волну на севере не попали. При воздушной скорости 180 км/ч, истинная была за 200, но шли мы против ветра очень медленно. Ветерок в 120 км/ч - это не шутка. Переход в 20 км стоил нам 2000 метров высоты. Я занервничал и промахнулся. Вернулись назад за пару минут, 280 км/ч по ветру - это не 100 против. Еще пара волн, и мы снова штурмуем север. В этот раз осторожнее с более коротким переходом.

Волков

Есть! Над слоистой ватой волновой чечевицы мы любуемся теплым солнышком, вышедшим из-под исполинской ленты волновой системы.

Волны на 6000

Огромная Волна пересекает все Альпы. С 6000 метров вид... Закачаешься. Его не передать, ни словами ни фотографиями. Это воздушный гимн силе и красоте природы.

За тонким стеклом фонаря лютует -25 градусов стремительно несущейся атмосферы. Солнце растопило узоры инея и ощутимо подняло температуру до комфортной. Но... пора возвращаться. У меня еще третий вылет.

Подходим к аэродрому. Приземный ветер усилился, и сейчас не меньше 25 м/с. Заход от склона. Скорость -150, планер мотает, с трудом ловлю торец полосы. При заходе от склона над полосой выходишь на 50 метрах. Через 3 секунды их как не бывало в характерном роторе от подножия близлежащей горы. Касание, короткий пробег. Ух... Приземлились...И даже как-то спокойно.

Ветер за бортом так не думал. Он завывал так, что я всерьез засомневался поднимут ли нас еще раз. Но стоило нам выкатить планер на старт, сразу примчался букс.

Третий взлет за день. Ученику Игорю досталось сразу и по полной, как он и хотел. Сначала взлет, после которого готов верить пилоту буксировщика всю оставшуюся жизнь, потом Ротор с 10-ти метровыми вихревыми выстрелами, которые крутишь на 150 км/ч, потом...

Потом наступило счастье. За 2 волны мы выбрались на привычные 6000 м и помчались проверять ту самую, Самую Огромную Волну.

Вал

Альпийская красотка прокатила нас далеко на восток, в большие горы. Лететь просто замечательно — на 180 км/ч мчишься вдоль гребня чечевицы, и кажется, что так можно бесконечно

Но... все хорошее в Альпах часто заканчивается в Италии. С приближением к ее границе низовые роторные облака стали смыкаться и напрочь отсекать землю. Где-то там, под слоем клубящейся ваты в глубоких темных ущельях клокотали Адские Ротора. От одной мысли о них меня передернуло, и не взирая на 5 км высоты, мы развернулись домой.

Аэродром проскочили катаясь по волне на запад. На Оуди застыла изумительная цифра — скорость по задаче за 60 минут — 180 км/ч. Могло быть и больше.

Игорь

Приземляться не хотелось. До самого заката мы купались в волнах, фотографируя все новые чудеса природы. Тень планера в ярком гало на чечевичном облаке, стремительно вращающиеся роторные шнуры, солнце уходящее в какой-то дивный мир из ярчайших красок и таинственных теней. Это не передать словами...

Уже привычная в такой ветер посадка завершила этот замечательный день, подаривший мне и трем ученикам столько эмоций. Спасибо Альпы! Спасибо Волна!

16-е марта. Twin Astir-3 SL

Утром в 6 часов я отвез Дениса на вокзал в Вейн. Глядя на разукрашенное чечевицами небо, ему очень не хотелось уезжать. Но... Вернется!

Я же вернулся на аэродром, разбудил команду и быстро пил чай в предвкушении сборки Твина. Это новый планер из Словакии, о котором я давно мечтал.

Twin Astir

Сборка заняла не так много времени, гораздо больше веселья принес маленький болтик, выроненный при установке аккумулятора. В его поисках мы перебрали пол кабины, убедившись, что все сделано по-авиационному добротно и солидно.

Сборка

А дальше решили пустить движок, и после успешной его проверки убедились, что створки моторного отсека перестали закрываться. Как потом оказалось, расшплинтовалась гайка (как такое может быть при ДВУХ фиксаторах - не представляю). Винт не улетел в пространство только по тому, что держался... на диске тормоза!!! Не знаю, как все, а я похолодел от мысли, что могло произойти.

Двигатель

Мотор запихали в отсек и решили пока летать так.

Первый вылет на Янусе с Сергеем. Удалось найти остатки вчерашних волн и вновь прокатиться на 4 км.

Янус

А потом был вылет на Твине. Сергей Рябчинский так до конца и не выздоровел, и летать пока не стал, тем более что непростая сборка и возня с мотором умаяла всех.

Мы с Игорем еще раз осмотрели свежесобранный планер и полетели испытывать.

Это... Сказка... Такой нежной и послушной птицы у меня еще не было.

По управлению стало понятно, зачем такие огромные элероны и развитое оперение. Планер управляется силой мысли, и от его пилотирования удовольствие просто непередаваемое.

Да, у Дискуса крылья длиннее, да, у Януса качество выше. Но...Третий Твин настолько приятно летит... Учить на нем будет одно удовольствие. Игорь, мгновенно освоивший пилотирование в динамике, очень доволен.

Я Счастлив, аки кот Матроскин. Теперь у меня 2,5 «коровы»

17-е марта. День успехов

У Сергея стало получаться пилотирование. Он совладал с капризным Янусом, и от воздушного путешествия в районе аэродрома было получено удовольствие и учеником и инструктором. Не менее приятным оказался и второй полет с Игорем. Погода радовала нас до половины седьмого, приземлялись на закате.

День успехов

18-е марта. Ротакс 505 А

Утром разбирали двигатель Твина. В очередной раз очень доволен качеством производителя. Жаль, что фирма «Grob» перестала делать планера и занялась очень успешными самолетами.

С помощью интуиции, инструкций и местного шеф-пилота Робина, нам удалось снять ВИШ (да! на Твине стоит винт изменяемого шага) и увидеть причину бед — у стопроной шайбы, которая крепит гайку винта, обломаны ОБА стопорных ушка. Чья диверсия... На словаков думать не хочется, с другой стороны, следов обломанных ушек во втулке я не обнаружил. Мистика.

Ремонт двигателя

Очень повезло, что разрушится детали не успели. Даже подшипник цел. Почистили, смазали, собрали, затянули, законтрили. Немцы смотрели на нас с удивлением. Эти загадочные русские прямо на поле расстелили чехол, и без всяких сертифицированных мастерских разобрали пол движка. А потом собрали и запустили... Это, похоже, стало новой легендой аэродрома.

А потом, наконец, полетали. Двумя бортами. Сергей Рябчинский с Тусей, я с Сергеем. На Пик де Бюре удавалось набирать 3200, сходили по горам в сторону Гренобля. Прекрасный день!

IMG_8742.jpg

19-е марта. Первый раз на моторе

Игорь очень расстроился, так как по погоде слетать с ним вчера не удалось. Поэтому утром решили взлететь по-раньше на моторе.

Янус  с мотором

Ротакс 535 С. Установленный на Янусе запустился с полоборота. Но все же, мощности хотелось по-больше. Разгон 60-ти сильным моторчиком загруженного на 700 килограммов планера до взлетных 90 км/ч казался вечностью. Высота в 760 метров так же быстрому взлету не способствовала. В итоге, пробежав 2/3 полосы, мы «по-вороньи» подпрыгнули и, наконец, взлетели.

Дальше — легче. Набрали 1800 метров, воткнулись в утреннюю волну от стихающего северного ветра. С часок кувыркались в ней, а потом долго утюжили динамик Арамбра. Смотря на нас, к полудню взлетели немцы. Вскоре в динамике собралось под 20 бортов. А обещанной погоды так и не было.

Туда-сюда, сюда-туда. Ненавижу динамик! Часа в три я запросил пощады и уговорил Игоря приземлиться. В итоге он сбежал на борт к Сергею Рябчинскому. А я успел погонять в динамике Сергея. Утомительный денек... Выше 1800 метров так никто и не набрал. Вот что значит средней силы север с Гренобля. Ни волны. Ни потоков. Тоска!

20-е Марта. Пуш Пул

На брифинге Клаус лютовал. Рассказывал такие страсти о юго-восточном ветре, что аж летать расхотелось. В частности, советовал двухместным планерам взлетать с мотором за самолетом по схеме тяни-толкай. Пуш-Пул...

Так и взлетали. Первый раз я от волнения рванул раньше буксировщика и наехал на трос. Трос стрельнул, но порвался крайне удачно, не зацепив винт.

Пуш-пул

Со второго раза планер и самолет, завывая двумя движками, подгоняемые ощутимым попутным ветром, в конце полосы, но взлетели!

Набрав метров 300, отцепился и полетел сам к Апотру, вдоль которого пять длинных часов тренировал Сергея разворотам. Именно в этот день его ноги ну никак не хотели дружить с педалями Януса. Загонял я и ученика и себя до седьмого пота. А под вечер мы совершенно случайно влетели в нежданную волну. А потом в другую.

Видимо, это было наградой Сергею за терпение.

21-е Марта. Перед Потопом

Прогноз, объявленный на брифинге, погнал немцев разбирать планера. Сильный южный ветер, низкая база облаков, из которых возможны локальные осадки.

IMG_8865.jpg

А мы с Игорем отлично полетали. Взлетали так же с Пуш-Пула, в динамике Апотра убрали движок и шесть часов купались в небе. Игорь - парапланерист, и за 20 часов настолько освоил управление планером, что, поначалу, в динамике мне оставалось только подремывать в кабине. А потом пошли потоки, облака, мы повоевали в роторе, выбрались в небольшую волну, слетали небольшой маршрутик к Систерону. Отличный день, не смотря на утренний пессимизм.

IMG_8905.jpg

22-е Марта. Потоп

Столько воды я не видал давно. Сначала с гор красиво спускались клубящиеся шапки облаков, потом стал накрапывать небольшой дождь, быстро превратившийся в глобальный всепоглощающий ливень.

Радует только обещанная на завтра ветреная погода. Может, завтра Волна?

Но даже под дождем в южной Франции великолепно.

Игорь с Тусей разожгли мангал. Сергей Рябчинский приготовил на углях вкуснейшую и сочнейшую дораду.

Ионов с Женей, как всегда, привезли вселенский оптимизм и чуть-чуть портвейна.

И проводя вечер в столь славной компании и вспоминая прожитые три недели, я ловлю себя на мысли - «а Счастье, ведь точно есть!»

Конец первой части.

Продолжение следует


Игорь Волков


Дата создания: 25.03.2014 02:43:51

Возврат к списку