flyschool.ru
Лучшая парапланерная школа
Исполняем мечту летать

Тест-драйв R10.3

Августовская Греция "PWC Емпесос", крайний таск, решаю что пора уже летать с лидерами а не плестись в отстающем пелатоне. Взлет за 40 минут до открытия старта, над головой верный Мистик 2...

...Если нашел поток то тут набрать не проблема, несколько минут и я в плотной толпе уже на штуке выше старта наблюдаю как через паровоз сыпется как клиновый листок Бум 7. Очень переживаю что это может быть Марина Олексина, расцветка как у нее, но позже нахожу её глазами и немного успокаиваюсь. Бум садится на запаске и вроде бы все ОК. Так увлекательно и незаметно истекло время ожидания, старт откроется через пару минут и весь пелатон рванул к нему. Первая часть маршрута против достаточно сильного ветра еще более усиливающегося в узких, местных ущельях. В местах сужений моя скорость падает до 0 и я теряю драгоценное время и высоту чтобы пройти горлышко. Лидеры на компетах на моих глазах делают это удручающе легко. Пролетев горлышка прижимаются к рельефу освещенному солнцем, встают на тапку и дуют против ветра не теряя высоты. Пытаясь повторить тоже самое и понимаю что мой крыл, друг и брат на это просто не способен. Давлю тапку и сыплюсь вниз, не давлю и компеты обгоняют меня как стоячего, и постоянно приходится искать поток и работать в нем чтобы не ссыпаться в долину. Ну как же так, я понимаю что я могу на этом крыле ВСЕ, я ВСЕ про него знаю, я чувствую его каждой клеточкой и управляю им одной лишь силой мысли, и оно в ответ старается, но оно на пределе за который не шагнуть. И тут я отчетливо понимаю, это крыло я уже вылетал, нужно двигаться дальше. Есть такое правило, причина для перехода на следующий класс. Назови несколько причин по которым тебя не устраивает класс в котором ты находишься и докажи что их наличие обоснованно а не надуманно, если таковые действительно имеются и ты чувствуешь потребность и желание двигаться дальше, то ВПЕРЕД. И вечером как подтверждения слова Олега Рябцева, - "Тоха ты же неплохо летаешь, тебе нужно задуматься о другом крыле чтобы не топтаться на месте"

Конец лета 2010, на мировой спортивной арене Мантры R10 не оставляют вопросов кто в доме хозяин. А недавний полет на Дельте потрясший меня до глубины души ставит все на свои места. То что готовится к выходу у OZONE в сегменте EN D будет восхитительно и неповторимо. Сентябрь, команда клуба собирается после всевозможных разъездов и устраивает грандиозную пьянку, поводов много, покупка Унимога, мое второе место на Укропе, отлично отлетаный сезон, да и просто давно не виделись. И вот уже в состоянии некоторой кондиции заходит разговор о крыльях и происходит следующий диалог:

Я: Директор, задумал я в следующий класс переходить, и взвесив все понял что лучше чем Мантра М4 мне ничего не найти, так что когда она выйдет пусть я буду первом в списках на ее получение.
Директор: ОК. Но ты подумай, я свою R10 продаю, бери коня, не пожалеешь. Тебе отдам за __00 Евро :)))
Я: Директор чем я тебе насолил что ты моей смерти хочешь, я же на ней погибну.
Директор: Не бойся, она добрая! :)

Эти слова а особенно эти цифры, а еще алкоголь, убедили меня в том что это самое правильное решение, но сомнения оставались. И собрав остатки здравого ума в кучу и потребовал аппарат на тест-драйв, если напугает ну его в пень, если нет моим будет. И получаю из Директорского домика на колесах рюкзак с пока пугающим меня содержимым. Даже нести это создание упакованное в рюкзак, мероприятие весьма и весьма волнующее. Но чувство мне понравилось, и не зря, именно оно стало моим спутником на все время знакомства с этим чудом да и не покидает меня до сих пор.

Середина сентября, будние полеты в Кончинке.
Прошу Бобра посидеть на лебедке чтобы у меня был шанс потестить крылышко. Солнце все еще хорошо прогревает землю, а градиент температур ночь-день, закачаешься. Достаю крыло на волю, дрожь и трепет. Узенькая, отточенная, длинючая тряпка и к ней привязано несколько строп, ну так, для порядка. Пристегиваю подвеску и пробую поднять обратным стартом. Старт расположен под северный ветер и утренние порывы его приходят то справа то с лева, поэтому периодически ветер оказывается в подроторной зоне от близко стоящей лесополосы. Ветер далеко не ламинарный. Дергаю крылышко в первый раз, индейское жилище фиг вам, крыло протаскивается по земле пару метров от этого по сердцу как ножом полоснули, это же мать его не гельвинор, жалко птичку. Анализирую, поскольку строп маловато и присутствуют жесткости места крепления А ряда чуть подальше смещены от передней кромки и этого "ЧУТЬ" хватает для того чтобы затруднить первоначальное наполнение. Жду более внятного порыва ветра и тут уже более интенсивно нагружаю крыло, давай Лапа, давай знакомится. Как только воздухозаборники нащупали воздух крыло тут же поняло чего от него хотят и бодро с охотой начало наполнятся, достаточно равномерно, но из за все того же недостатка ветра и его длинны, уши чуть запоздали. Над головой крыло стоит очень послушно, прямо монолит, удерживается легко, мне это очень понравилось. Ок теперь попробуем её на буксировке и в парении.

Цепляем трос, мольба оператору "Бобр я на Мантре, будь добр, не больше 160 бар, высота не нужна, строп мало, страшно ну ты все сам понимаешь..." Бобр-добр плавно дает тягу, поднимаю крыло, стабилизирую над головой, разворот несколько шагов и отрыв. Чувство, острое чувство что у тебя над головой что то очень длинное, на Мистике такое было, но не в такой степени а на учебных парапланах чувствуешь что над тобой и вовсе платок, а тут, ну сами понимаете восторг. Даже при весьма скромных 160 барах R10 набирает плавно но весьма впечатляюще, все таки сказывается качество и что еще более приятно не смотря на огромную балансировочную скорость эти 160 бар не растрачиваются в пустую. Как например у Зенита, да у него очень хорошая балансировочная, я бы даже сказал выдающаяся, НО его затяжка похожа на буксировку спидглайдера, очень быстро и без ощутимого набора высота, тут же все совсем не так, высота набирается хорошо, скорость используется эффективно. При короткой дистанции и минимальной тяге 300 метров мои. Отцепка и поворот к ближайшему тригеру. На часах 11:30 самое начало термички, её зарождение, воздух кипит от злых осенних пузырей, крыло поводит консолями, то в такт то в разнобой, пока на демпфирование всех этих поеживаний хватает отработки одним только весом. Тригер под ногами, все внимание на чувства и звуки, пип-пип-пип проснулся варик и тут же стих, пузырь подумал я, такое не обработать, +10 метров подумала Мантра, чего этот ЛОХ поток пропускает. Не понял, подумал лох, как это +10 метров, разворот в ноликах и опять в место пипа, +10 метров. Причем именно так слежу за цифрами на варике +240 пип-пип-пип +250, это я хорошо зашел, натираю в этом осеннем пузыреобразии 100 метров и иду к другому тригеру, причем 250-300 метров разделяющие их преодолеваются мгновенно и без потери высоты. Тут те же пузыри но тригер более мощный, болотце, деревья и дорога сошлись в одном месте поэтому немного мощнее и пузыри, и турбулентность. Крыло набирает но его начинает интенсивно пожевывать, периодически приходится ловить клевки когда вываливаешься из пузыря, все очень динамично, бескомпромиссно, но пока все по силам, руки и вес работают сами собой, шкала опасности встроенная в мозг устойчиво остается в зеленой зоне. Пузырь быстро сносится за старт пока не решаюсь лететь дальше да и с работы не улетишь поэтому на посадку. Наслушавшись про то, что на компетишенах невозможно сесть, беру упреждение и благополучно приземляюсь в месте старта. Посадка на Мантре в определенной степени даже более удобная, выстраиваешь примерную глиссаду и на высоте 2-1,5 метра чуть притормаживаешь, крыло переходит на полет параллельный планете и место остановки выбираешь сам. Хочешь приземлится тут, ок затягиваем клеванты и мягко практически вертикально опускаемся на планету, короче остановка по требованию :)

В этот день было еще несколько полетов подобных этому. Один раз взлетел в тот момент когда сильно подуло из за лесополосы и крыло хорошенько протрясло на первых 10-15 метрах, чувствуется что оно сосредоточилось на том чтобы адаптироваться в данных конкретных аэрологических условиях, принять форму кипящей атмосферы и при этом не сложится, мне это понравилось, она будет на моей стороне до последнего.

Пока не страшно.


Осеннюю Индию я позорно отлетал на Мистике, побоялся, о чем сейчас очень жалею. После Индии, Мистик обрел своего нового хозяина а я остался наедине с Мантрой, тут уже с темы не съедешь, Чапаев и пустота.

Новый год был отлично встречен на Клементьва, и в новогоднюю ночь, между тостами и криками крылатые братья и сестры перешептывались, "Чуешь, а дует то южак" и было утро нового года, и был южак. Приехав на гору часов в 12 мы обнаружили активно садящийся народ и активно ползущих на старт дельтиков. Раздувает, передавалось из уст в уста, и повинуясь наработанным за многие годы инстинктам - "Не лезь поперек батьки в пекло", "Лучше жалеть что ты не в воздухе а на земле чем наоборот", "Поторопись людей насмешишь", "Поспешай неторопливо" и "Пусть работает паравоз..." ой это уже не то. Короче принимаю трусливое решение идти пить чай. Но чувство возможного полета как огонек зародилось в сердце и покудо не гасло. Пью чай а сам поглядываю на улицу а там летают черти, правда только на компетах, но летают, а тут глянь и не компет вроде как полетел. Грянув кружку об стол провозглашаю чтобы уже не передумать, "Пошел я полетаю" и пошел. Летающих сейчас не много, все таки дует, и даже так ДУЕТ, по этой причине много зрителей, это конечно не главное но и облажаться не хочется, чтобы посмотрели и сплюнув в снег процедили - "Понакупят себе компетишенов чайники!" Достаю ЕЁ, кладу на чистый снежок, вцепляюсь, читаю Мантру:

О, вижу я отца своего,
О, вижу я мать и сестёр с братьями.
О, вижу предков своих всех до единого.
Они призывают меня.
Зовут своё место занять в чертогах Валгаллы,
Где вечно живут храбрецы.


и нагружаю А ряд, крыло поднимается и быстро преодолевает зону ветрового затенения и начинает устрашающе быстро разгонятся, рывок и я в прыжке лечу на встречу катапультирующемуся крылу, но нас уже на мякине не проведешь, руки помнят, касание земли клеванты отпустить, дать ей скорости, потом притормозить не дать обогнать, причем очень интересная особенность, крыло тормозится вплоть до подсрыва и даже начинает заворачивать консоли назад но при этом в этот момент не тащит назад и процесс контролируется весьма просто, четко понимаешь вот подтянешь еще сантиметр и оно сорвется, отпустишь полетит вперед и при этом стоишь на месте. Очень мне этот режим понравился. Ну вот мы скоординировались с крылом в единое целое, разворот и полностью растормозив крыло медленно но уверенно подбираемся к перегибу, толкнув ногой планету отправляемся в полет, надеюсь от этого толчка траектория полета планеты не пострадала, а то кто знает может быть это еще одна особенность R10. В динамке, крыло как плита, очень стабильно, ветра нет, есть только твое желание лететь куда либо, все равно куда, тебе выбирать. Полетел на памятник за дельтом, он всю дорогу отдавал ручку от себя, пытался удрать, ХА! )))) Потом увидел уходящих по динамику вперед в сторону озера парапланеристов, динамик ламинарный, самое время проверить аксель, нога на ступеньку и бамц, проваливается в пустоту, как будто наступил в боченок с маслом, и мысль, "Нужно аксель подрегулировать, холостой ход великоват" и в следующую секунду в ушах ФСССССССССССССССССССС, свист строп, и земля под ногами начинает улетать назад, видимо траектория таки пострадала. Скорость просто не реальная, а в голове мысль о том что это максимум 1/3 акселя. Посадка ожидаемо легкая, уже обладая необходимым набором инструментов, все прошло без сучка без задоринки. Залетаем на плато за перегиб, выбираем место почище и со снегом, если чуем начинает сдувать, отпускаем клеванты и сокращаем дистанцию, перелетаем клеванты поджать и перейти на вертикальное снижение. Касание, клеванты в пол и легко сорвавшееся крыло плавно опускается на землю без каких либо попыток утащить меня в грязь. Пока не страшно.

8 января, Пачгани, старт на Тапе (Гарисон Фоли) сегодня моя очередь принимать народ на посадке, поэтому стартую перед всей группой. Ветра мало, дождавшись хорошего порыва тяну ряды и заранее преднаполненое крыло мягко выходит над головой и полет начинается. Динамика почти нет, сказывается сила ветра, но качества хватает для того чтобы лететь в ноликах и спокойно искать пузыри, поэтому мозг занят тактикой, руки и вес отработкой неровностей атмосферы, да и в воздухе не слишком турбулентно, скорее мягко. Прихожу в тригер очень вовремя и начинается плавный набор, рядом летит Абдула на Аспене 3, опытный пилот работаем в одном и том же тригере, с каждым витком Мантра набирает столько же сколько Аспен + еще 10-15 метров, поэтому через 3-4 витка я уже на крыше у Аспена.


В дали в километре от нас набирает Грязнов на Бум 6, думаю не слетать ли к нему но старые инстинкты останавливают, для крыльев на которых я летал раньше это один переход, и если не найти там термик то и гарантированная посадка, это в нашей сегодняшней программе не значится. Знать бы тогда что для Мантры это 1/3 перехода и потеря высоты метров в 30-50. но у истории нет сослагательного наклонения. И как известно если Магамет не идет к горе, горе сама идет к Магамету. Женька устав меня заманивать силой своего термика сам летит в наш район, но в тригер уже выше по склону, присоединяюсь к нему, вижу как его Бум 6 постоянно машет ушами в потоке, толи с Мантрй моей заигрывает, толи Женьку на прочность проверяет, и то и другое бесполезно если что. Работая в том же термике и оказываясь в тех же местах с разницей в несколько секунд не чувствую в крыле каких либо поеживаний или желаний сложится, все очень стабильно и просто, это бзззз не с проста как говорил Вини Пух.

И о это приятное чувство равенства, теперь тебя не обгонят как стоячего, не улетят без снижения помахав на прощание, не обгонят в слабом потоке за счет качества, не сделают на финишном глайде. Пока не страшно.

9 января, Пачгани, южный старт. После вчерашнего боя с Индусами под горой, отменили полеты так как летать там стало не безопасно, пошли разведывать с Женькой южный старт и то как он будет работать под юго-восточный ветер. 1,5 часа с рюкзаком по пересеченке и мы на месте, ветер косит но совершенно не критично. смотрю за перегиб, перепад метров 250, и слабый динамик, на 1-2 я бы сказал себе, "Ну Тоха, минут через 10 ты окажешься внизу, вооон на той чеке", а сейчас Мантра говорит мне, эй чувак, не дрейфь, полетели а то все вкусненькое съедят. стартую вслед за Женькой и начинается долгое колупание у склона, +20 метров -30, +30 -20, колхозники на чеки под нами уже устали за нами наблюдать и снова взялись за работу, но слабые и редкие пузыри позволяют уверенно удерживать высоту, и отодвинуть мысли о посадке так далеко что они не мешают работать. Только спустя минут 20-25 в бодром пыхе набирает и улетает из ложки Женька, тут я начинаю поерзывать в подвеске, я то на этот праздник жизни не успел, но следующий пых и я уношусь вслед за своим старшим товарищем.

Вот я уже в наборе над стартовым плато, набирается легко, и метров через 150-200 пробиваю инверсию, начинает хорошенько поеживать, причем удивленно обращаю внимание что при некоторых флутрациях мой бывший Мистик 2 сложился бы, ну уж ушком сто процентов бы хлопнул, R10 же извивается как змея, машет консолями, подергивается но от сложений воздерживается. Причем я четко понимаю что мы работаем над этой ситуацией вместе, если бы я висел под ней как бревно, она наверное расстроилась бы и плюнув на все наверное сложилась, но видя что и я корчусь и пыхчу под ней, старается из о всех сил. Прямо секс какой то, а я бы даже сказал что не какой то а лучший, и даже лучше чем секс ;) Пройдя инверсию догоняю Женьку на переходе, причем я уже настолько поверил в мою девочку, или как говорит Сергей Шеленков в "Девочку мою" :) что передвигаю точку долета на переходе киломатра на три дальше, и каково же мое удивление когда оказываюсь над этой точкой очень скоро и еще и с превышением метров 150. Что то тут не чисто с этими Мантрами, не зря все производители так возбудились )))) На посадке, очень удачно притерся к планете так что лечу на высоте 1,5 метров под небольшой уклончик и высота остается прежней, момент попробовать ГЗС привет Тюшину, лучше не придумаешь. Тяну левую консоль, тяну, тяну, плавное нарастание нагрузки, не такое интенсивное как на Мистике 2, но в то же время весьма понятное и внятное, потом полка, не "Эййй там на барже!! Куда тянешь, ща же сорвусь нафиг" а скорее "Чувак, ты тут конечно главный, но прими к сведенью, дальше срыв" давим дальше, чувствую кончик левой консоли начал заворачивается назад неторопливо увлекая за собой всю левую часть крыла, но происходит это не резко и у тебя еще есть несколько мгновений отпустить и поймать крыло на клевке который будет, но чувствую будет не сильным. Очень неожиданно и достойно для компета. Пока не страшно.

Вяжи 29 января. Приехали с Ромкой на западный склон, остановились в деревне, дальше дороги нет, вышли вроде как ветра вообще нет, но вдруг в разрыве деревьев видим купол в небе, бегом на склон. На часах 11:00 еще успеем налетатся. Уже подходя к старту понимаем что ДУЕТ!!! Орловские уже идут на посадку, чувствует что раздувает и для них погода заканчивается. Через 10 минут уже все на земле, собираются уезжать, ждать до вечера в надежде что стихнет не резон а сейчас явно много. Смотрим с Ромкой друг на друга как два идиота, у нас обоих комплекс чайника, вроде давно уже летаем, Ромка полтора сезона на Пике отлетал, я вот два на Мистике а теперь и вовсе на R10, а все что то очкуем и считаем себя малоопытными и учимся, учимся, постоянно учимся, и главное понимаем что еще учится и учится. Короче что то я Славик очкую. "Нууууу" вопрошает Ромка с глупой улыбкой. "Что нуууу, приехали летать значит нужно лететь". Ок нужные слова сказаны, мосты сожжены, Рубикон перейден. Ромка начинает пристегивать крыло, я же тем временем кладу Мантрочку на чистый Вяжский снег, "Это Вяжи, моя родная, очень красивое и сильное место, сейчас полетим" и тут радом "Твою то матьььььь" и над о мной проносится Ромкина тушка которую выдернуло ветром метров на 5 и она раскрутившись из твиста начинает сдуваться, Орловчане ловят беглеца Ромку и водворяют его на обратно на старт. "Ну ты крутой перец, круто взлетел" хвалю я Ромку, он ворчит в ответ "Ага если бы еще по своей воле". Но мы то по своей хотим, поэтому спускаемся ниже по склону метров на 20, тут и дует послабее немного и сдуваться есть куда, короче старт, ВООБЩЕ без проблем, этот ураганный ветер как раз для Мантры оказался комфортным, без попыток к обгону, подъем и отрыв, и мягкий плавный набор. В динамике комфортно, лечу куда хочу, хочу вправо- поехали, влево - валяй, вперед - да не вопрос, аксель - ну на послушай свист строп. Замерз сел, Ромка спрашивает - "Ты аксель давил?", "Нет" - говорю удивленно "ну то есть только когда хотел". "Врешь гад!" возмущается Ромка. "Да на сам проверь и даю ему свою Матрочку. Он взлетает, летает минут 15 садится, и первое что говорит - "Теперь я понимаю почему ты аксель не давишь, а еще я теперь понимаю как эти сволочи уделывают нас на соревнованиях" и потом "А Озон еще 3рядки выпускает?" ))))

Пока не страшно, но Мантру на всякий случай читаю ;)

P.S.
А вообще часто ловлю себя на мыслях - когда оно так произошло да и как, вот то что я сейчас на компете летаю? Я! НА КОМПЕТЕ! Невероятно но факт.

Дата создания: 28.01.2013 22:21:14

Возврат к списку