flyschool.ru
Лучшая парапланерная школа
Исполняем мечту летать
Корзина0 товаров
на сумму 0 руб.

Поездка в Гагру

Видимо так устроен человек, что его так и тянет испытать глубину своего страха. Еще раз доказать себе – я могу это.

Именно это желание привело меня летом 2007 года в субтропическую Гагру. Окрыленной удачным завершением предприятия «Москва-Пущино-Гагра на ОКЕ» я полный интузиазма перешел к следующей стадии нашего путешествия.


Серпантин Джубга-Сочи



Присутствие команды Егора Терентьева проводящего свой СИВ в это же время, а точнее наличие спасательного катера на воде вселяло надежду на благополучное завершения моего безнадежного предприятия под названием «Освоение САТа». Название сокращенно-оптимистичное, так как мозгов в моей голове хватало чтобы понять, что попутно придется изучить пару тройку фигур из программы СИВ.

И вот старт на склоне Мамзышхи на котором я не был три года.


Его относят к разряду сложных, но для меня этот факт всегда был непонятен. Как мне кажется в случае со стартом в Гагре это вопрос не технической сложности старта, рельефа, ветра и т.д., а больше вопрос способностей конкретного пилота. Я помню как оказался на нем в первый раз, за спиной 40 полетов на лебедке по программе обучения, и самостоятельные 4-5 часов таскания моей тушки по полю в попытке научится обратному старту. Полевые работы не прошли бесследно и ко времени моего первого приезда в Гагру я уверенно мог поднять свой Вайб обратным стартом и удерживать его над головой достаточное время для принятия решения о полете. В тот да и во все последующие разы старт не вызывал у меня особых проблем. Зато на протяжении всей своей летной практики я наблюдал то там то здесь пилотов не способных уверенно стартовать ни передним ни обратным стартом. Для этой категории пилотов любой старт можно отнести к разряду сложных. Для новичков это обычное и закономерное явление, но вот парадокс чаще всего пилот слабо владеющий стартом оказывался не новичком. Отвлекся! Very Happy

Итак старт в Гагре, знакомый многим и любимый многими. Первый слет на следующий день после приезда я назначил для себя как ознакомительный и раскрепощающий одновременно. Слабый ветер на склон еле колышет магнитную ленту из раскуроченной кассеты привязанной на кончике прутиков расставленных на старте. Первым уходит Егор и чуть отойдя от старта показывает курсантам сегодняшнее задание, у ребят сегодня асимметрии. Чтобы не мешать курсу стартую сразу вслед за Егором. Старт проблем не вызвал, мне стало приятно от этой мысли, так как она безошибочно указывала на наличие некоего опыта.

На GPS пишется трек полета над ущельем на случай повторного старта в облака.



Аэрология за три года не изменилась и спустя несколько минут я выхожу над морем с высотой около километра.
Внизу Егор скручивает высоту спиралями, они сегодня и составят гвоздь моей программы. Для меня это как психологическая адаптация. Раскрутив аппарат до -20, почувствовав перегрузку, динамику, проникаешься доверием к своему оборудованию, слепой верой в его надежность. К тому же глубокая спираль способствует выбросу в кровь неизвестного мне вещества отодвигающего порог страха дальше чем обычно. Как известно всем парапланеристам адреналин коричневого цвета так что это не он. Следующий этап адаптации это посадка на пляж, а точнее на его часть ограниченную с одной стороны ручьем впадающим в море рядом с Пеликаном


а с другой стороны швеллерами крана для спуска на воду катеров. Те кто был в Гагре вспомнят что расстояние между этими объектами ни как не меньше ста метров, но ограниченность площадки по ширине вносит некоторые сложности в построение глиссады. Выстраивая заход под Сочинский ветер на высоте 30 метров слишком широко залетаю на территории водоканала и выйдя на глиссаду недолетаю до намеченного места посадки метров 5, ну чтож не так плохо. Пока собираюсь гору затягивает плотная облачность , сегодня полетов не будет. Хорошо что в Гагре есть чем заняться и без полетов.

Джейкварское ущелье


Купание белых коней


КВН


Рица


Купание в шторм


Опенэйр


На великах по Пицунде


Утром следующего дня сформировался некий ритуал ежедневных действий. Подъем в 7 утра, короткие сборы и оставив мою спутницу досыпать в теплой постели я выдвигался к Пеликану. Ребята из Пеликана разрешили мне хранить у них огромный надувной матрас, избавив меня от необходимости накачивать его каждый день. Я забирал матрас и выносил его на пляж, оставляя на нем полотенце в знак того что он занят.


Затем поднимался вместе с командой Егора на старт и осуществлял слет вниз по намеченной заранее программе.
Перед поездкой я собрал как мне казалось исчерпывающую информацию о технологии выполнения САТа. В моей голове сложилась определенная схема. Внимание далее описано неправильная схема выполнения САТ. Для выполнения к примеру правого САТа я должен перенести вес, нагрузив правую консоль крыла и одновременно взяться и упереться (как бы отталкиваясь от них) в левые свободные концы в районе молей, перекос в подвеске способствовал входу крыла в правую спираль, для убедительности чуть поддавливаю правую клеванту и в момент когда перегрузка еще не началась (1/2 или 2/3 оборота) я должен додавить правую клеванту подсорвав правую консоль. В этот момент по идее центр вращения системы параплан пилот должен был переместится с центроплана в район центра стропной системы и крыло должно было продолжать позитивную спираль а моя тушка переложится на негативное вращение. Смотреться все должно было отлично. Фигура бомба я герой! Но оказалась все совсем подругому.
Второй день ожидался для меня боевым. Стартую за Егором и спустя несколько минут я над морем. Здесь нужно сделать лирическое отступление. Уже обладая некоторым опытом полетов а так же попадания в нештатные ситуация я обладал некоторой психологической уверенностью, и часто сидя дома думал о том что полностью готов к выполнению любых фигур из программы СИВ курса, и вот сейчас бы мне оказаться над морем и я без страха выполнил любую из них. Но вот я под своим любимым крылом на высоте более километра пересекаю береговую линию курортного города Гагра, и о боги, все мое тело корежит от страха. Рефлексы великое изобретение природы, сберегающее человечество от вымирания! Ты смотришь на землю и видишь как береговая черта все быстрее и быстрее приближается к тебе. Ты летишь по прямой и вот уже через двести, сто, пятьдесят, десять метров планирования ты должен будишь что то сотворить со своим крылом выведя его из блаженного спокойствия, ты должен начать падать, испытывать перегрузки, принимать мгновенные решения, познать пока для тебя неизведанное. И эти мысли заставляют мышцы мелко дрожать. Не берусь судить за всех, скажу за себя – мне было очень сложно переломить себя, заставить тело расслабится а мысли раскрепостится. Это война самим с собой, но если ты одержал победу в каждом конкретном сражении это невообразимый кайф! Как в этот так и в остальные разы я использовал маленькую хитрость, а именно достигнув точки безопасного удаления от береговой линии я скручивал спираль. Организм моментально ловил бодряка и был готов к новым испытаниям.

Итак спираль откручена я готов. Упираюсь в левые ряды отталкиваясь от них и несколько раз переношу вес на правую сторону репетируя начало входа в правую спираль. ОК теперь чуть додавим правую клеванту, спираль получается динамичнее и перегрузка появляется спустя один полный виток, значит срывать нужно до того как крыло сделает этот виток – решаю я. Сказано сделано, упираюсь в ряды, вес на право, клеванта, крыло начинает раскручиваться в правой спирали и на полобороте я дожимаю правую клеванту в район жопы, и она не замедляет случится. Правая консоль срывается и улетает назад выдергивая за собой правый свободный конец, от неожиданности подламывается левая рука, удерживавшая левые свободные концы и параплан пытается исполнить твист, при этом негативно вращаясь. Не будь дураком (ну не получилась так не получилось) я отпускаю левые ряды и поднимаю обе руки вверх, исполняю фигуру высшего пилотажа «Хендехох». Крыло останавливается и пытается мощно клюнуть, но тут то нас уже не проведешь, интенсивно давим обе клеванты, позволяя крылу лишь качнутся вперед чуть набрав скорость для стабильности и переходим в прямой полет. Лицо озадаченное, мысли путаются, но пытаются быть.


Наверное слабо упирался в левые ряды решаю я и повторяю дискотеку но с большей амплитудой и тупой решительностью. Высоты мало, скручиваю её спиралями и сажусь на пляж рядом с нашим матрасом. И как бальзам на душу слова моей спутницы - «Поднимаю глаза, а там ты падаешь под кучей тряпок!» Ну что сказать герой! Собою горд, но изрядно озадачен.




На следующий день в порядка перерыва ну и для разнообразия решаю исполнить до селе неисполняемый мною задний свал. Выхожу над морем и после традиционной спирали перехожу на прямолинейный полет. Плавный переход к свалу с заторможенного крыла после вчерашнего динамичного негатива решено пропустить. И вот я с балансировочной скорости интенсивно но плавно заживаю клеванты уводя их в район все той же жопы. Ожидания пресловутой ступеньки небыли вознаграждены и крыло плавно уходит назад. Концы начинают беспорядочно мелькать перед глазами но из за крепкой симметричной фиксации клевант, попытки твиста не наблюдается. Остатки крыла то улетают назад то выстреливают вперед, это очень четко чувствуется даже не глядя на крыло. Когда оно впереди на концах появляется нагрузка, когда сзади она пропадает и появляется чувство падения. Выждав момент когда появилась нагрузка плавно но интенсивно поднимаю руки вверх, крыло равномерно наполняется и чуть клюнув и разогнавшись выходит в прямолинейный полет. Для верности повторяю упражнения на этот раз умышленно подержав крыло в свале подольше. Все штатно, режим показался мне очень мягким, комфортным, негатив по ощущениям противнее из за невозможности контролировать процесс.


Далее следовало еще два дня в попытке освоить САТ, каждый раз приводившие к динамичному негативу. Зато я исследовал множество вариантов выхода крыла из негатива, и косой клевок и парашютирование и клевок без компенсации в общем тоже вполне полезный опыт. Но хотелась таки САТа. Для этого в программу очередного дня было включено посещение сайта ФРИ ФЛАЙ ТИМ содержащего описание выполнения данной фигуры. Досконально изучив его я нашел свою ошибку, я срывал крыло не дав ему раскрутится, а физика процесса оказалась проста. Крыло раскручивается в спирали, давление в нем повышается в следствии чего подсрыв не вызывал деформации крыла а лишь перемещал центр вращения системы. А я не давал крылу разогнаться, срывая его до возникновения перегрузок раз за разом получая негатив.


Четвертый день поиска САТа. Руку упираю в левый ряды, вес в право, поддавливаю правую клеванту, замерли. Крыло начинает раскручиваться в правой спирали, после одного оборота появляется перегрузка, чувствую наконец над собой стабильное, крепкое, целое крыло а не как раньше мягкое и податливое. Дожимаю клеванту, на левую руку начинают давить ряды, но я только сильнее отталкиваюсь от них, подвеска перевалившись через левую руку начинает полет спиной вперед, крыло при этом по прежнему летит вперед, пропадает перегрузка и становится как то тихо. ЕСТЬ САТ!!! Сделав несколько витков отпускаю ряды левой рукой, поднимаю правую руку вверх. Крыло моментально вываливается в страшенную правую спираль за -20 м/с и меня сильно перекашивает в подвеске. Робкие воздействия на левую клеванту в попытке притормозит внешнюю к вращению консоль не к чему не приводят, тогда я сильно и продолжительно поджимаю левую клеванту и крыло выположив спираль постепенно выходит на прямой полет с динамичной горкой. Вывешиваюсь на ножных обхватах и оглашаю пляж победным кличем. Я сделал это!!! Приземлившись как всегда у матраса ликую, подходит Егор с поздравлениями, делюсь ощущениями.


В последующие дни я уже достаточно уверенно выполнял САТ. И лишь в крайний полет Шамиль понаблюдав за моим САТом посоветовал дать еще больше разогнаться крылу в спирали. Я последовал его совету и досорвал крыло после двух или трех оборотов. Переход к САТу в этом случае оказался более выраженным и четким, а сам САТ более стабильным и динамичным. Спасибо Шамилю за переданный опыт.

Хочу отдельно поблагодарить команду Пеликана и тандемщиков Сергея и Шамиля. Ребята настроены очень позитивно, помогают, с удовольствием делятся информацией и опытом! Ну и ребята с СИВ курса Терентьева Егора – Вы супер!!! Спасибо Вам ребята за все.



Но запланированные десять дней на поездку подошли к концу, времени на освоение новых фигур не осталось а хотелось еще и повертолетить да и косопителить. Ну да ничего!

Дата создания: 28.01.2013 22:25:52

Возврат к списку